РАЗВИТИЕ  МЫСЛИТЕЛЬНЫХ  ОПЕРАЦИЙ

Игры-задания можно проводить с детьми  по дороге в школу, домой,

на кухне , в кругу семьи или друзей.

 

Если ребенок что-то не знает: надо рассказать, объяснить, вселить веру в успех, дать ему  самому  выполнять, отработать до автоматизма, одобрить.

  СРАВНЕНИЕ-операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и выявлении, таким  образом, общности или различия между ними.

 

Выше-ниже                     близко-далеко              много-мало, есть-нету

высоко-низко                  право-лево                          один - не сколько,

высокий-низкий              направо-налево,кругом,    столько же, так же,

длинный-короткий         справа на лево,                   на  сколько,

большой-маленький,      слева на право           увеличилось-уменьшило

толстый-тонкий,             середина,                            по одному, по два.

мелкий-глубокий,           верх-низ,                             больше-меньше,

далеко-близко,                меры длинны:                     одинаково,

широкий-узкий       (шаг,локоть,ветка, метр и др)   сейчас – позже,

                                  следовать за,  находиться между

 Фигуры:                шар,          округ, овал,                  

      пирамида,  цилиндр,          прямоугольник,

                     конус,  куб,          квадрат, треугольник.

       

  КЛАССИФИКАЦИЯ  - отнесение к определенной группе выделенного признака (цвет, форма,  размер  и т.д.)   

     Задания    на    ОБОБЩЕНИЕ  Назови   одним  словом:

Воробей                             тополь                          мальчик

Голубь        -птицы            береза     -деревья       женщина    -люди

Ворона                               рябина                          бабушка

      Задания   на   ИСКЛЮЧЕНИЕ  1.  Убери  лишнее :

Задание: Картофель, морковь, вилка, лук, - «вилка» лишнее - Почему ?

2.  Игра:  «Земля, воздух, вода, ветер»

3.  Игра:«Я знаю названия 5 рек, 5 имен мальч(девоч), 5 назв.городов»

НОРМА  - когда  ребенок сам задает задания на классификацию.

                 -  быстро и без помощи  разбирает игрушки  по местам,  или  с условием:   по величине , по цвету,  по назначению и т.д.

 

 УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ    -  выделение из одного или нескольких суждений нового суждения.

Анализ-  мыслительная операция  по разделению  общего на  части.

Синтез -   мыслительная операция по  переходу от частей к целому

Наглядно-действенное  -  мышление,    непосредственно включенное в      

                                               деятельность.

Образное -  мышление осуществляется на основе  образов, представлений

                      того, что человек  воспринимал раньше.

*Задачка:  «Жили были три девочки Катя, Оля, Света.

               Катя старше Оли. Оля старше Светы.  Кто самый старший?

  Вопросы – Кто самый младший, низкий, высокий, толстый? Почему?

Отвлеченное - мышление, совершающееся на основе отвлеченных понятий,

                           которые , образно не представляются.

*Задачки на сообразительность: «Стоит в поле дуб. На дубе 3 ветки

На каждой ветке по 3 яблока.  Сколько всего яблок?

 

Сформированность мыслительной деятельности –

обеспечивает успех  на любом  предмете в школе.

 

                                      ЗРИТЕЛЬНАЯ  ПАМЯТЬ

ИГРА  «Таинственный платок»  Вопрос:  Что изменилось?

ИГРА   «Что   у нас в  ванной комнате?»

Задание: Показать ребенку  картинку с предметами, убрать, вспомнить

Показ парных картинок , одна с изменениями.  Найти отличия.    И  т д

                                       СЛУХОВАЯ     ПАМЯТЬ

*Анализ  звуков  в односложных (дом) и  двусложных словах(зима) : (первый, последний,  посередине, гласные, согласный и т.д.)

*Заучивание небольших стихотворений

*ИГРА  «Запомни, повтори и добавь»  (двое и более человек)

*Внимательно прослушать звучание предметов, назвать  что звучало.

*Задания с инструкцией:   Повторить инструкцию.

                                        МОТОРНАЯ    ПАМЯТЬ

«» мелкая мозаика, «Лего», выгибание из проволоки фигуры, РИСОВАНИЕ

«» занятия с  пластилином,  глиной,  тестом. Вязание, шнурование, т.д

«» ИГРА  «Мешочек»; Штриховка  рисунков; рисование по опорным точкам.

       РАЗВИТИЕ   РЕЧИ :    выслушивать  своего ребенка терпеливо

*составлять рассказы, пересказывать, произносить с разной интонацией :громко-тихо; вопросительно, восклицательно, грозно, ласково, с обидой, сердито, с удивлением, с восхищением , командно.

    ДОРОГА  к УСПЕХУ  -- ЭТО ЭМОЦИОНАЛЬНО ОКРАШЕННАЯ   ИНФОРМАЦИЯ

РОДИТЕЛЯМ при ответах удивляться,возмущаться-все знает! восхищаться, радоваться за конкретное умение  и знание