РАЗВИТИЕ
МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ
Игры-задания можно проводить с детьми по дороге в школу, домой,
на кухне , в кругу семьи или друзей.
Если ребенок что-то не знает: надо
рассказать, объяснить, вселить веру в успех, дать ему самому выполнять,
отработать до автоматизма, одобрить.
СРАВНЕНИЕ-операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и выявлении, таким образом, общности или различия между ними.
Выше-ниже близко-далеко много-мало, есть-нету
высоко-низко право-лево один - не сколько,
высокий-низкий направо-налево,кругом, столько же, так же,
длинный-короткий справа на лево, на сколько,
большой-маленький, слева на право увеличилось-уменьшило
толстый-тонкий, середина, по одному, по два.
мелкий-глубокий, верх-низ, больше-меньше,
далеко-близко, меры длинны: одинаково,
широкий-узкий (шаг,локоть,ветка, метр и др) сейчас – позже,
следовать за, находиться между
Фигуры: шар, округ, овал,
пирамида, цилиндр, прямоугольник,
конус, куб, квадрат, треугольник.
КЛАССИФИКАЦИЯ - отнесение к определенной
группе выделенного признака (цвет, форма,
размер и т.д.)
Задания на ОБОБЩЕНИЕ Назови одним словом:
Воробей тополь мальчик
Голубь -птицы береза -деревья женщина -люди
Ворона рябина бабушка
Задания на ИСКЛЮЧЕНИЕ 1. Убери лишнее :
Задание: Картофель, морковь, вилка, лук, - «вилка» лишнее - Почему ?
2. Игра: «Земля, воздух, вода, ветер»
3. Игра:«Я знаю названия 5 рек, 5 имен мальч(девоч), 5 назв.городов»
НОРМА - когда ребенок сам задает задания на классификацию.
- быстро и без помощи разбирает игрушки по местам, или с условием: по величине , по цвету, по назначению и т.д.
УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ - выделение из одного или нескольких суждений нового суждения.
Анализ- мыслительная операция по разделению общего на части.
Синтез - мыслительная операция по переходу от частей к целому
Наглядно-действенное - мышление,
непосредственно включенное в
деятельность.
Образное - мышление осуществляется на основе образов, представлений
того, что человек воспринимал раньше.
*Задачка: «Жили были три девочки Катя, Оля, Света.
Катя старше Оли. Оля старше Светы. Кто самый старший?
Вопросы – Кто самый младший, низкий, высокий, толстый? Почему?
Отвлеченное - мышление,
совершающееся на основе отвлеченных понятий,
которые , образно не
представляются.
*Задачки на сообразительность: «Стоит в поле дуб. На дубе 3 ветки
На каждой ветке по 3 яблока. Сколько всего яблок?
Сформированность
мыслительной деятельности – обеспечивает
успех на любом предмете в школе. |
ЗРИТЕЛЬНАЯ
ПАМЯТЬ
ИГРА «Таинственный платок» Вопрос:
Что изменилось?
ИГРА «Что
у нас в ванной комнате?»
Задание: Показать
ребенку картинку с предметами, убрать,
вспомнить
Показ парных картинок , одна
с изменениями. Найти отличия. И т
д
СЛУХОВАЯ ПАМЯТЬ
*Анализ звуков в односложных (дом) и двусложных словах(зима) : (первый, последний, посередине, гласные, согласный и т.д.)
*Заучивание небольших
стихотворений
*ИГРА «Запомни, повтори и добавь» (двое и более человек)
*Внимательно прослушать
звучание предметов, назвать что звучало.
*Задания с инструкцией: Повторить инструкцию.
МОТОРНАЯ
ПАМЯТЬ
«» мелкая мозаика, «Лего»,
выгибание из проволоки фигуры, РИСОВАНИЕ
«» занятия с пластилином,
глиной, тестом. Вязание,
шнурование, т.д
«» ИГРА «Мешочек»; Штриховка рисунков; рисование по опорным точкам.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ : выслушивать
своего ребенка терпеливо
*составлять рассказы,
пересказывать, произносить с разной
интонацией :громко-тихо; вопросительно,
восклицательно, грозно, ласково, с обидой, сердито, с удивлением, с восхищением
, командно.
ДОРОГА к УСПЕХУ
-- ЭТО ЭМОЦИОНАЛЬНО ОКРАШЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ